- Как возник народный промысел?
- Определение понятия
- От промысла до промышленности
- Прикладное искусство
- Каковы причины появления и развития народных промыслов в Центральной России?
- Исторические корни
- Пик активности
- Период Советского Союза
- Народный промысел Центральной России
- Хохлома
- Гжель
- Палех
- Жостово
- Холуй
- Онежская роспись
- Обвинская роспись
- Гуслицкая роспись
- Гжельская майолика
- Ракульская роспись
- Ростовская финифть
- Дымковская игрушка
- Платки Павловского посада
- Хрусталь из Гусь-Хрустального
- Фарфор из Вербилок
- Федоскинская миниатюра
- Жостковские подносы
Как возник народный промысел?
Различные ремесла начали появляться в 15-16 веках. Этот период связан с появлением народных промыслов. Вскоре после этого, в 17 веке, ремесленники начали создавать предметы ручной работы специально для продажи. Целые села и поселки работали на производстве изделий кустарного промысла.
Почему начали развиваться народные промыслы средней полосы России? Причина банальна: холодно и голодно. В течение долгой холодной зимы людям нужно было чем-то прокормить свои семьи. Бедная земля не приносила достаточно урожая, ее не хватало на жизнь, поэтому ремесленники продавали свою продукцию и жили на вырученные деньги. Конечно, русские народные промыслы возникли там, где было достаточное количество натурального сырья. Ремесла из дерева производились в лесных районах, где преобладали каменистые почвы, были широко распространены изделия из камня и т.д. Как известно, спрос рождает предложение, а народные промыслы развиваются там, где это было необходимо.
Народные промыслы начали появляться несколько позже, в середине 19 века. В те времена появились знаменитые вышивка золотыми нитками, роспись и обработка металлов. Огромное влияние на возникновение этого ремесла оказала церковь, особенно местные школы иконописи. Выполняли заказы на вышивку для монастырей и церквей.
Определение понятия
Первое значение слова «рыбалка» — добыча чего-либо. Его часто использовали как синоним слова «бизнес». В нем указывалось основное занятие человека, которое служило для него источником существования. Это может быть охота, рыбалка с последующей продажей или обменом пойманного.
Итак, были рыба, тюлени, киты и другие отрасли. Но рыбалка — это не обязательно охота. Это слово относилось к вырубке лесов, добыче полезных ископаемых, а также к различным ремеслам, таким как ткачество, гончарство, резьба по дереву и так далее. Следовательно, концепция означает получение того, что создала природа, или создание чего-либо своими руками, чтобы обеспечить вас и свою семью.
«Поохотиться» означало заниматься торговлей. Позже это словосочетание стало употребляться в переносном значении с отрицательной коннотацией и означать участие в мошенничестве или в чем-то гнусном, предосудительном.
От промысла до промышленности
Древнейшие профессии — рыболовство, пчеловодство и охота. В северных регионах основными средствами выживания были китобойный промысел, охота на тюленей, оленей и пушных зверей. На Дальнем Востоке заготавливали корень марала, женьшень и другие лекарственные растения, ягоды и грибы. Золотодобыча или добыча золота становятся все более популярными. Они занимались сосновыми шишками, ткачеством, изготовлением обуви, ювелирными изделиями, а также добывали кузнецов и мумий.
Постепенно объемы добычи и производства увеличивались. В 19 веке возникли фабрики и фабрики, заменившие ручной труд производством машинной продукции. Слово «торговля» превратилось в «промышленность». Появились крупные горнодобывающие предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых, добычей нефти и т.д.
Ткачество, развитое в текстильной промышленности, а также обувь в производстве обуви, резьба и обработка дерева, нашли свое отражение в мебельной промышленности. Несмотря на это, некоторые торги сохранились и по сей день.
Прикладное искусство
Прикладное искусство принято называть народными промыслами. Это часть традиции и культуры и часто имеет узкий региональный характер, характерный только для определенной области
Давнее русское ремесло — Гжель — роспись бело-голубого фарфора. Возник в деревнях Гжельской волости Московской губернии в 18 веке. Другие известные народные занятия России: Жостовские подносы, Хохлома, Дымковские игрушки, Городецкая роспись по дереву, вышитые павлосадские шарфы и тульские самовары.
Изготовление матрешек также стало популярным ремеслом. Занятие стало популярным благодаря художнику Малютину, который показал свое изобретение на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Кукла прочно «застряла» в русской культуре и ассоциируется с Россией во всех странах мира.
Каковы причины появления и развития народных промыслов в Центральной России?
Во-первых, следует отметить, что это естественные условия. Районы, где трудно обрабатывать землю и выращивать урожай из-за многочисленных лесов. Почва небогатая минералами. Отсутствие подходящей пашни. Все это способствовало развитию дальнейших сфер занятости населения. Благо сырья для такой деятельности было много. Центральное положение и наличие водных путей обеспечивали обмен товарных продуктов на хлеб и другие товары, необходимые для жизни.
Народные промыслы зародились в районах с особым климатом и окружающей средой. Например, в районах добычи глины была популярна керамика. Там, где выращивали лен, производство тканей развивалось на основе прядения или с использованием деревянных ткацких станков, но уже ткацких. Впоследствии широкое развитие получило такое направление, как ткачество.
Исторические корни
Среднерусские народные промыслы в виде различных промыслов начали зарождаться в 15—16 вв. Тогда мастера занимались изготовлением произведений искусства, которые со временем стали образовывать целые поселения.
Но людей к развитию творческих способностей толкало вовсе не стремление к красоте, а голод и нищета. Основной доход жители территории современной России приносили с летнего периода. В то время крестьяне обрабатывали землю, собирали урожай, пасли скот. К зиме сельчане готовились, но растянуть запасы на все «межсезонье» было очень сложно. Поэтому, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать предметы, которые выставлялись на продажу. Жители начали активную торговлю собственными поделками еще в семнадцатом веке.
Среднерусские народные промыслы и ремесла более активно развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесной местности преобладали деревянные промыслы, в районах с каменистой почвой — резьба по камню. Кроме того, немалую роль сыграл интерес покупателей, который стимулировал мастеров к созданию определенных сувениров.
Пик активности
В XIX веке география ремесел средней полосы России охватывала многие регионы. К тому же творческая активность повсюду растет бешеными темпами. Народные промыслы коснулись не только больших городов, но и маленьких деревень. Ремесленники, работавшие в провинции, придерживались популярных взглядов и использовали традиционные методы. Мастера ручного творчества представили мастера.
Во второй половине 19 века появляются новые стили, методы и способы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в иконописных школах. Изначально школьники делали вещи на заказ. Торговля предназначалась для церквей и монастырей. Вскоре техника иконописцев стала использоваться мастерами в мастерских помещичьих имений. На домашнем производстве также осуществлялась продажа ковров, кружевных и узорчатых тканей.
Период Советского Союза
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла великие новшества в народные промыслы центральной России. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное оживление творческой деятельности. После окончания революции ремесленники кустарного промысла стали объединяться в рыболовные артели. Их главной целью было освободиться от влияния покупателей.
С началом Великой Отечественной войны среднерусские народные промыслы пришли в упадок. Но люди по-прежнему хотели красоты, они хотели отвлечь внимание от происходящих событий.
В послевоенные годы артели воспитывали молодых художников и мастеров. Народное искусство вступило в фазу активного развития. Но в 1960 г была проведена ликвидация производственной кооперации. На базе артелей создавались фабрики и объединения. Они сохранили традиции, зародившиеся в 15 веке, и довели их до наших времен.
Народный промысел Центральной России
Русские ремесла известны не только в нашей стране, но народные промыслы получили мировую известность. Перечислять изделия ручной работы можно долго, поговорим об основных:
- Гжель.
- Дымковская игрушка.
- Хохлома.
- Палех.
- Ростовская эмаль.
- Пиццо Вологда и др.
Хохлома
Русское народное ремесло Хохлома ведет свою историю с 17 века. Возник он в селе Хохлома, которое находилось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории располагалось множество монастырей старообрядцев. Например, пародии Шарпанского и Оленевского. В монастырях были мастерские по изготовлению деревянных тарелок. Позже это блюдо было расписано. Хохломские мастера использовали для этого яркие, сочные цвета — черный, красный, золотистый, иногда зеленый. Золотистый цвет получился интересным способом:
- На тарелки помещается серебряный оловянный порошок.
- раскрашено.
- Три-четыре раза их обрабатывают в духовке.
Это создает этот неповторимый золотистый оттенок.
Гжель
Гжель относится к изделиям из керамики. Керамика и фарфор производятся в одноименном городе с 17 века. Этот город также считался центром старообрядческой жизни, но расцвет Гжели, как одного из самых известных народных промыслов в России, пришелся на существование «Товарищества по производству фарфоровых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» в конце 19 века. — начало 20 века. Основными цветами Гжели были белый и синий, но частные мастера позволили себе некоторые вольности. Например, они могли добавить золото. Классиками гжельской живописи стали известные художники:
- Азаров,
- Денисов,
- Неплюева,
- Федоровская,
- Олейников,
- Царегородцев,
- Подгорная,
- Гаранин,
- Симонов
Палех
Развитие народных промыслов берет свое начало с тринадцатого по четырнадцатый век. В то время образовался современный центр русской культуры — село Палех. Тогда он принадлежал князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В селе создано большое количество иконописных мастерских. В 20 веке деревенские ремесленники расписывали булавки, табакерки, портсигары, записные книжки и бусы. Многие знакомы со знаменитыми палехскими шкатулками и пасхальными яйцами. Вскоре в селе стали появляться палехские миниатюры, выполненные черной краской и папье-маше.
Жостово
Жостовские расписные подносы знакомы многим. Это село находится недалеко от столицы, где местные художники создали такое произведение искусства, как Жостовский поднос. Мастера нарисовали на черном фоне полевые и садовые цветы, трех лошадей, натюрморты и др. первый поднос был сделан из папье-маше.
Кроме того, жостовские художники расписывали шкатулки, табакерки и шкатулки. В середине 19 века начали выпускать металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства Жостово — овальный поднос, расписанный по периметру. Каждый магазин ставит на свой товар штамп, по которому можно идентифицировать мастера, создавшего эту красоту.
Холуй
Народные промыслы центрального региона России в технике папье-маше зародились очень давно. Но самая молодая из них — холуйская лаковая роспись. Пашни у местных жителей не было, поэтому большинство занималось каким-то ремеслом. Многие дома в деревне вырезаны в виде самых разных фантастических объектов. Это говорит о том, что в селе царила творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но вскоре иконопись перестала быть актуальной, и мастера начали осваивать технику миниатюрной росписи. Эта роспись происходила не только на мелких, но и на крупных объектах. Это позволяло отображать несколько сцен одновременно.
Онежская роспись
Онежская или олонецкая роспись зародилась в низовьях реки Онеги. Оттенки синего, зеленого и красного обычно складываются в необычный букет из цветов, яблок и птиц. Прялки и другую домашнюю утварь расписывали онежской краской. Детали прорисованы крупными, непринужденными и смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.
Обвинская роспись
Живопись Обвина — декоративно-прикладное искусство Урала. Наиболее характерные народные промыслы Прикамья полюбились любителям ярких красок и замысловатых орнаментов. И посуда, и игрушки были украшены росписью Обина, но чаще всего их ставили на прялки. Основным мотивом картины Обвина стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это визитная карточка художников «Выгорецкого». Точное время и место зарождения живописной торговли на Обве не известны. Первые прялки датируются 1870-ми годами.
Гуслицкая роспись
Живопись Гуслицкого среди всех народных промыслов России часто называют «эксклюзивной», так как нигде не использовалась, кроме того региона, в котором появилась. Гуслицы расположены на юго-востоке Подмосковья, здесь когда-то ждали гонимые старообрядцы, бежавшие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийскому орнаменту. Как правило, им украшали рукописи и старинные гравюры. Миниатюры Гуслицкого всегда готовились только вручную.
Гжельская майолика
Во времена Петра Великого в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Ввести его в эксплуатацию удалось только в середине 18 века.
Впервые в России в 1747 году в производстве тонкой майолики доминировал московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли изделия из майолики голубоватой поверхности с традиционной синей краской. Форма тарелок напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.
Ракульская роспись
Живопись Ракуля зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Поселок Ульяновск стал центром торговли. Ключевые роли в картине отведены золотистой охре и черному цвету, но присутствуют также зеленый и темно-красный. Ракульская роспись отличается большим орнаментом в виде листьев, кустов и птиц, обычно сорок и кур. Ремесла зародились в середине 19 века в семье Витязевых, но в 1930-е годы пережили серьезный кризис и практически исчезли.
Ростовская финифть
Центры народных ремесел в средней полосе России включают известные города и села, в том числе Ростов. В 18 веке зародилась такая профессия, как эмаль. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древности мастера писали иконы. Жрецы носили мантии с эмалированными украшениями. Церковная утварь и рукописные обложки книг также были расписаны специальными огнезащитными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что цвет узоров перед обжигом всегда один и тот же. Из-за тепла духовки изделия начинают играть яркими красками.
Дымковская игрушка
Много веков назад на берегу реки Вятки образовался город, в котором было организовано поселение. Каждое утро местные жители кормили печи, и из-за постоянно поднимающегося дыма поселок прозвали Дымковской слободой.
Здесь жили мастера керамики. Из глины изготавливали пластины и трубы, которые впоследствии нагревали в печи. Свистки исполнялись в основном в виде животных. Но делалось это не только для развлечения детей. Бога солнца — Ярило вятчане встретили свистом свирели. Дымковская игрушка — самый известный народный промысел средней полосы России. Все знают, как это выглядит. Это глиняная русская женщина в длинной юбке-колоколе с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы расписано различными мотивами. Главное правило — он должен быть ярким и красочным.
Платки Павловского посада
Павловский Посад многим известен благодаря тому, что здесь появляются узорчатые платки и шали. Впервые такой стильный предмет гардероба изготовлен на реке Клязьма в городе Павлов. Отсюда и название.
На местных ярмарках, которые часто проводились на центральных площадях, узорчатые шали разошлись с треском. Там можно было купить красочные шарфы с разнообразными мотивами: полевые цветы, розы, букеты и листья. Платки часто называют набивными. Шали стали называть этим словом из-за способа нанесения рисунка на ткань — каблук. Мастер уложил ткань на доску и отбил ее, чтобы краска лучше распечатывалась. Не все ремесленники владеют техникой ручной печати. Современные шарфы изготавливаются на специальных печатных машинах.
Хрусталь из Гусь-Хрустального
Знаменитая постановка Гусева тоже когда-то начиналась в Подмосковье. В середине 18 века под Можайском действовала очень успешная хрустальная фабрика мальцовских купцов. Но Сенат издал указ «снести спиртзаводы, медные, железные и стекольные заводы в пределах Москвы и в двухстах милях от Москвы» (здешние леса вырубались слишком активно), а предприятие «передали» в Владимирская губерния. Река, на которой располагалась фабрика, называлась Гусь, само производство развивалось как кристалл — так на карте выглядел город Гусь-Хрустальный. На производстве работали лучшие мастера, внедрялись все новейшие технологии, перенимали опыт чешских фабрик по производству богемского стекла — к середине 19 века продукция достигла мирового уровня. Всю эту славную историю, отраженную в предметах роскоши — от маленьких стаканов до огромных ваз — можно проследить до более интересного Музея хрусталя. За двести лет лучшие образцы заводской продукции были помещены в ящики и залиты опилками, и каким-то чудом, несмотря на все невзгоды и потрясения, эта бесценная коллекция уцелела. Музей расположен в бывшем Георгиевском соборе, великолепном здании, на которое Мальцовы не пожалели денег. Его спроектировал архитектор Леонтий Бенуа, брат известного искусствоведа и художника Александра Бенуа. А Виктор Васнецов спроектировал его изнутри: его картина «Страшный суд» площадью почти 50 квадратных метров и мозаичный иконостас, созданный по его эскизам из разноцветного стекла, сохранились до наших дней. Да и сам город заслуживает отдельной прогулки: старинные улочки, купеческие дома.
Фарфор из Вербилок
В дореволюционной России особой популярностью пользовался фарфор Гарднера и Кузнецова. Так что оба производились на одном подмосковном заводе в Вербилках. Уже в 18 веке англичанин Гарднер открыл здесь производство фарфора. Сначала изделия маскировались под мейсен (из прозрачного твердого фарфора со звонком колокольчика), но вскоре необходимость в такой хитрости отпала, так как фарфор Гарднера «попробовали», и на него стали поступать заказы, в том числе и из Императорского. Дом. Успешный промышленник Кузнецов выкупил завод у наследников Гарднера и одновременно приобрел права на знаменитую марку. Так переплетаются истории фарфора «Гарднер» и «Кузнецов». Кузнецов наладил масштабное производство: здесь производили не только посуду, но и печные изразцы, и даже иконостасы. В дальнейшем слава завода несколько померкла, в ХХ веке количество выпускаемой продукции достигло миллионов, и даже сейчас значительная часть продукции носит массовый характер. Однако купленная сегодня Вербилковская чашка является родственницей того же фарфора «Гарднер», который можно увидеть во многих музеях страны и, конечно же, в заводском музее, где собрано все самое лучшее.
Федоскинская миниатюра
Размещение народных промыслов в средней полосе России характеризуется наличием коммуникаций с Москвой. К северу от столицы находится старинное село Федоскино, где зародились зачатки довольно редкого вида искусства: изготовление изделий из папье-маше и металлических элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.
Ассортимент изделий, созданных в этой технике, довольно велик. Включает в себя:
- табакерки и портсигары различной формы;
- спичечные коробки;
- тележки;
- кошельки;
- шкатулки и так далее
Миниатюра представлена двумя техниками: «близко» и «насквозь». Основными сюжетами, изображенными на объектах, были бытовые сцены, пейзажи и портреты. Были элементы истории и мифологии.
Жостковские подносы
Изначально в Жосткове помимо подносов изготавливали и другие предметы быта: шкатулки, табакерки, винтажные бабы. Но именно этим прославились ремесленники этого села. На поверхности изделий мастера изображают растительные орнаменты, олицетворяющие суматоху природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы были изготовлены из папье-маше. В девятнадцатом веке этот предмет стали изготавливать из металла. Самым известным является поднос овальной формы, расписанный перламутровым покрытием. У каждого продукта есть марка, по которой можно определить историю этой вещи.