Карта народных промыслов России: список и центры ремесел

Как возник народный промысел?

Различные ремесла начали появляться в 15-16 веках. Этот период связан с появлением народных промыслов. Вскоре после этого, в 17 веке, ремесленники начали создавать предметы ручной работы специально для продажи. Целые села и поселки работали на производстве изделий кустарного промысла.

Почему начали развиваться народные промыслы средней полосы России? Причина банальна: холодно и голодно. В течение долгой холодной зимы людям нужно было чем-то прокормить свои семьи. Бедная земля не приносила достаточно урожая, ее не хватало на жизнь, поэтому ремесленники продавали свою продукцию и жили на вырученные деньги. Конечно, русские народные промыслы возникли там, где было достаточное количество натурального сырья. Ремесла из дерева производились в лесных районах, где преобладали каменистые почвы, были широко распространены изделия из камня и т.д. Как известно, спрос рождает предложение, а народные промыслы развиваются там, где это было необходимо.

народные промыслы и ремесла

Народные промыслы начали появляться несколько позже, в середине 19 века. В те времена появились знаменитые вышивка золотыми нитками, роспись и обработка металлов. Огромное влияние на возникновение этого ремесла оказала церковь, особенно местные школы иконописи. Выполняли заказы на вышивку для монастырей и церквей.

Определение понятия

Первое значение слова «рыбалка» — добыча чего-либо. Его часто использовали как синоним слова «бизнес». В нем указывалось основное занятие человека, которое служило для него источником существования. Это может быть охота, рыбалка с последующей продажей или обменом пойманного.

лови

Итак, были рыба, тюлени, киты и другие отрасли. Но рыбалка — это не обязательно охота. Это слово относилось к вырубке лесов, добыче полезных ископаемых, а также к различным ремеслам, таким как ткачество, гончарство, резьба по дереву и так далее. Следовательно, концепция означает получение того, что создала природа, или создание чего-либо своими руками, чтобы обеспечить вас и свою семью.

«Поохотиться» означало заниматься торговлей. Позже это словосочетание стало употребляться в переносном значении с отрицательной коннотацией и означать участие в мошенничестве или в чем-то гнусном, предосудительном.

От промысла до промышленности

Древнейшие профессии — рыболовство, пчеловодство и охота. В северных регионах основными средствами выживания были китобойный промысел, охота на тюленей, оленей и пушных зверей. На Дальнем Востоке заготавливали корень марала, женьшень и другие лекарственные растения, ягоды и грибы. Золотодобыча или добыча золота становятся все более популярными. Они занимались сосновыми шишками, ткачеством, изготовлением обуви, ювелирными изделиями, а также добывали кузнецов и мумий.

Постепенно объемы добычи и производства увеличивались. В 19 веке возникли фабрики и фабрики, заменившие ручной труд производством машинной продукции. Слово «торговля» превратилось в «промышленность». Появились крупные горнодобывающие предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых, добычей нефти и т.д.

Ткачество, развитое в текстильной промышленности, а также обувь в производстве обуви, резьба и обработка дерева, нашли свое отражение в мебельной промышленности. Несмотря на это, некоторые торги сохранились и по сей день.

Прикладное искусство

Прикладное искусство принято называть народными промыслами. Это часть традиции и культуры и часто имеет узкий региональный характер, характерный только для определенной области

Давнее русское ремесло — Гжель — роспись бело-голубого фарфора. Возник в деревнях Гжельской волости Московской губернии в 18 веке. Другие известные народные занятия России: Жостовские подносы, Хохлома, Дымковские игрушки, Городецкая роспись по дереву, вышитые павлосадские шарфы и тульские самовары.

народные промыслы

Изготовление матрешек также стало популярным ремеслом. Занятие стало популярным благодаря художнику Малютину, который показал свое изобретение на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Кукла прочно «застряла» в русской культуре и ассоциируется с Россией во всех странах мира.

Каковы причины появления и развития народных промыслов в Центральной России?

Во-первых, следует отметить, что это естественные условия. Районы, где трудно обрабатывать землю и выращивать урожай из-за многочисленных лесов. Почва небогатая минералами. Отсутствие подходящей пашни. Все это способствовало развитию дальнейших сфер занятости населения. Благо сырья для такой деятельности было много. Центральное положение и наличие водных путей обеспечивали обмен товарных продуктов на хлеб и другие товары, необходимые для жизни.

Народные промыслы зародились в районах с особым климатом и окружающей средой. Например, в районах добычи глины была популярна керамика. Там, где выращивали лен, производство тканей развивалось на основе прядения или с использованием деревянных ткацких станков, но уже ткацких. Впоследствии широкое развитие получило такое направление, как ткачество.

Гжель - столовые промыслы Средней Руси

Исторические корни

Среднерусские народные промыслы в виде различных промыслов начали зарождаться в 15—16 вв. Тогда мастера занимались изготовлением произведений искусства, которые со временем стали образовывать целые поселения.

Но людей к развитию творческих способностей толкало вовсе не стремление к красоте, а голод и нищета. Основной доход жители территории современной России приносили с летнего периода. В то время крестьяне обрабатывали землю, собирали урожай, пасли скот. К зиме сельчане готовились, но растянуть запасы на все «межсезонье» было очень сложно. Поэтому, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать предметы, которые выставлялись на продажу. Жители начали активную торговлю собственными поделками еще в семнадцатом веке.

народные промыслы средней полосы России

Среднерусские народные промыслы и ремесла более активно развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесной местности преобладали деревянные промыслы, в районах с каменистой почвой — резьба по камню. Кроме того, немалую роль сыграл интерес покупателей, который стимулировал мастеров к созданию определенных сувениров.

Пик активности

В XIX веке география ремесел средней полосы России охватывала многие регионы. К тому же творческая активность повсюду растет бешеными темпами. Народные промыслы коснулись не только больших городов, но и маленьких деревень. Ремесленники, работавшие в провинции, придерживались популярных взглядов и использовали традиционные методы. Мастера ручного творчества представили мастера.

Во второй половине 19 века появляются новые стили, методы и способы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в иконописных школах. Изначально школьники делали вещи на заказ. Торговля предназначалась для церквей и монастырей. Вскоре техника иконописцев стала использоваться мастерами в мастерских помещичьих имений. На домашнем производстве также осуществлялась продажа ковров, кружевных и узорчатых тканей.

Период Советского Союза

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла великие новшества в народные промыслы центральной России. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное оживление творческой деятельности. После окончания революции ремесленники кустарного промысла стали объединяться в рыболовные артели. Их главной целью было освободиться от влияния покупателей.

народные промыслы средней полосы России

С началом Великой Отечественной войны среднерусские народные промыслы пришли в упадок. Но люди по-прежнему хотели красоты, они хотели отвлечь внимание от происходящих событий.

В послевоенные годы артели воспитывали молодых художников и мастеров. Народное искусство вступило в фазу активного развития. Но в 1960 г была проведена ликвидация производственной кооперации. На базе артелей создавались фабрики и объединения. Они сохранили традиции, зародившиеся в 15 веке, и довели их до наших времен.

Народный промысел Центральной России

Русские ремесла известны не только в нашей стране, но народные промыслы получили мировую известность. Перечислять изделия ручной работы можно долго, поговорим об основных:

  • Гжель.
  • Дымковская игрушка.
  • Хохлома.
  • Палех.
  • Ростовская эмаль.
  • Пиццо Вологда и др.

русские народные промыслы

Хохлома

Русское народное ремесло Хохлома ведет свою историю с 17 века. Возник он в селе Хохлома, которое находилось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории располагалось множество монастырей старообрядцев. Например, пародии Шарпанского и Оленевского. В монастырях были мастерские по изготовлению деревянных тарелок. Позже это блюдо было расписано. Хохломские мастера использовали для этого яркие, сочные цвета — черный, красный, золотистый, иногда зеленый. Золотистый цвет получился интересным способом:

  1. На тарелки помещается серебряный оловянный порошок.
  2. раскрашено.
  3. Три-четыре раза их обрабатывают в духовке.

Это создает этот неповторимый золотистый оттенок.

Гжель

Гжель относится к изделиям из керамики. Керамика и фарфор производятся в одноименном городе с 17 века. Этот город также считался центром старообрядческой жизни, но расцвет Гжели, как одного из самых известных народных промыслов в России, пришелся на существование «Товарищества по производству фарфоровых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» в конце 19 века. — начало 20 века. Основными цветами Гжели были белый и синий, но частные мастера позволили себе некоторые вольности. Например, они могли добавить золото. Классиками гжельской живописи стали известные художники:

  • Азаров,
  • Денисов,
  • Неплюева,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов

Палех

Развитие народных промыслов берет свое начало с тринадцатого по четырнадцатый век. В то время образовался современный центр русской культуры — село Палех. Тогда он принадлежал князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В селе создано большое количество иконописных мастерских. В 20 веке деревенские ремесленники расписывали булавки, табакерки, портсигары, записные книжки и бусы. Многие знакомы со знаменитыми палехскими шкатулками и пасхальными яйцами. Вскоре в селе стали появляться палехские миниатюры, выполненные черной краской и папье-маше.

ремесленные центры средней россии

Жостово

Жостовские расписные подносы знакомы многим. Это село находится недалеко от столицы, где местные художники создали такое произведение искусства, как Жостовский поднос. Мастера нарисовали на черном фоне полевые и садовые цветы, трех лошадей, натюрморты и др. первый поднос был сделан из папье-маше.

Кроме того, жостовские художники расписывали шкатулки, табакерки и шкатулки. В середине 19 века начали выпускать металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства Жостово — овальный поднос, расписанный по периметру. Каждый магазин ставит на свой товар штамп, по которому можно идентифицировать мастера, создавшего эту красоту.

развитие народных промыслов

Холуй

Народные промыслы центрального региона России в технике папье-маше зародились очень давно. Но самая молодая из них — холуйская лаковая роспись. Пашни у местных жителей не было, поэтому большинство занималось каким-то ремеслом. Многие дома в деревне вырезаны в виде самых разных фантастических объектов. Это говорит о том, что в селе царила творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но вскоре иконопись перестала быть актуальной, и мастера начали осваивать технику миниатюрной росписи. Эта роспись происходила не только на мелких, но и на крупных объектах. Это позволяло отображать несколько сцен одновременно.

ремесла центрального региона россии

Онежская роспись

Онежская или олонецкая роспись зародилась в низовьях реки Онеги. Оттенки синего, зеленого и красного обычно складываются в необычный букет из цветов, яблок и птиц. Прялки и другую домашнюю утварь расписывали онежской краской. Детали прорисованы крупными, непринужденными и смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.

Обвинская роспись

Живопись Обвина — декоративно-прикладное искусство Урала. Наиболее характерные народные промыслы Прикамья полюбились любителям ярких красок и замысловатых орнаментов. И посуда, и игрушки были украшены росписью Обина, но чаще всего их ставили на прялки. Основным мотивом картины Обвина стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это визитная карточка художников «Выгорецкого». Точное время и место зарождения живописной торговли на Обве не известны. Первые прялки датируются 1870-ми годами.

Гуслицкая роспись

Живопись Гуслицкого среди всех народных промыслов России часто называют «эксклюзивной», так как нигде не использовалась, кроме того региона, в котором появилась. Гуслицы расположены на юго-востоке Подмосковья, здесь когда-то ждали гонимые старообрядцы, бежавшие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийскому орнаменту. Как правило, им украшали рукописи и старинные гравюры. Миниатюры Гуслицкого всегда готовились только вручную.

Гжельская майолика

Во времена Петра Великого в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Ввести его в эксплуатацию удалось только в середине 18 века.

Впервые в России в 1747 году в производстве тонкой майолики доминировал московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли изделия из майолики голубоватой поверхности с традиционной синей краской. Форма тарелок напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.

Ракульская роспись

Живопись Ракуля зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Поселок Ульяновск стал центром торговли. Ключевые роли в картине отведены золотистой охре и черному цвету, но присутствуют также зеленый и темно-красный. Ракульская роспись отличается большим орнаментом в виде листьев, кустов и птиц, обычно сорок и кур. Ремесла зародились в середине 19 века в семье Витязевых, но в 1930-е годы пережили серьезный кризис и практически исчезли.

Ростовская финифть

Центры народных ремесел в средней полосе России включают известные города и села, в том числе Ростов. В 18 веке зародилась такая профессия, как эмаль. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древности мастера писали иконы. Жрецы носили мантии с эмалированными украшениями. Церковная утварь и рукописные обложки книг также были расписаны специальными огнезащитными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что цвет узоров перед обжигом всегда один и тот же. Из-за тепла духовки изделия начинают играть яркими красками.

Дымковская игрушка

Много веков назад на берегу реки Вятки образовался город, в котором было организовано поселение. Каждое утро местные жители кормили печи, и из-за постоянно поднимающегося дыма поселок прозвали Дымковской слободой.

Здесь жили мастера керамики. Из глины изготавливали пластины и трубы, которые впоследствии нагревали в печи. Свистки исполнялись в основном в виде животных. Но делалось это не только для развлечения детей. Бога солнца — Ярило вятчане встретили свистом свирели. Дымковская игрушка — самый известный народный промысел средней полосы России. Все знают, как это выглядит. Это глиняная русская женщина в длинной юбке-колоколе с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы расписано различными мотивами. Главное правило — он должен быть ярким и красочным.

Платки Павловского посада

Павловский Посад многим известен благодаря тому, что здесь появляются узорчатые платки и шали. Впервые такой стильный предмет гардероба изготовлен на реке Клязьма в городе Павлов. Отсюда и название.

На местных ярмарках, которые часто проводились на центральных площадях, узорчатые шали разошлись с треском. Там можно было купить красочные шарфы с разнообразными мотивами: полевые цветы, розы, букеты и листья. Платки часто называют набивными. Шали стали называть этим словом из-за способа нанесения рисунка на ткань — каблук. Мастер уложил ткань на доску и отбил ее, чтобы краска лучше распечатывалась. Не все ремесленники владеют техникой ручной печати. Современные шарфы изготавливаются на специальных печатных машинах.

Хрусталь из Гусь-Хрустального

Знаменитая постановка Гусева тоже когда-то начиналась в Подмосковье. В середине 18 века под Можайском действовала очень успешная хрустальная фабрика мальцовских купцов. Но Сенат издал указ «снести спиртзаводы, медные, железные и стекольные заводы в пределах Москвы и в двухстах милях от Москвы» (здешние леса вырубались слишком активно), а предприятие «передали» в Владимирская губерния. Река, на которой располагалась фабрика, называлась Гусь, само производство развивалось как кристалл — так на карте выглядел город Гусь-Хрустальный. На производстве работали лучшие мастера, внедрялись все новейшие технологии, перенимали опыт чешских фабрик по производству богемского стекла — к середине 19 века продукция достигла мирового уровня. Всю эту славную историю, отраженную в предметах роскоши — от маленьких стаканов до огромных ваз — можно проследить до более интересного Музея хрусталя. За двести лет лучшие образцы заводской продукции были помещены в ящики и залиты опилками, и каким-то чудом, несмотря на все невзгоды и потрясения, эта бесценная коллекция уцелела. Музей расположен в бывшем Георгиевском соборе, великолепном здании, на которое Мальцовы не пожалели денег. Его спроектировал архитектор Леонтий Бенуа, брат известного искусствоведа и художника Александра Бенуа. А Виктор Васнецов спроектировал его изнутри: его картина «Страшный суд» площадью почти 50 квадратных метров и мозаичный иконостас, созданный по его эскизам из разноцветного стекла, сохранились до наших дней. Да и сам город заслуживает отдельной прогулки: старинные улочки, купеческие дома.

Фарфор из Вербилок

Топ 6: известные
В дореволюционной России особой популярностью пользовался фарфор Гарднера и Кузнецова. Так что оба производились на одном подмосковном заводе в Вербилках. Уже в 18 веке англичанин Гарднер открыл здесь производство фарфора. Сначала изделия маскировались под мейсен (из прозрачного твердого фарфора со звонком колокольчика), но вскоре необходимость в такой хитрости отпала, так как фарфор Гарднера «попробовали», и на него стали поступать заказы, в том числе и из Императорского. Дом. Успешный промышленник Кузнецов выкупил завод у наследников Гарднера и одновременно приобрел права на знаменитую марку. Так переплетаются истории фарфора «Гарднер» и «Кузнецов». Кузнецов наладил масштабное производство: здесь производили не только посуду, но и печные изразцы, и даже иконостасы. В дальнейшем слава завода несколько померкла, в ХХ веке количество выпускаемой продукции достигло миллионов, и даже сейчас значительная часть продукции носит массовый характер. Однако купленная сегодня Вербилковская чашка является родственницей того же фарфора «Гарднер», который можно увидеть во многих музеях страны и, конечно же, в заводском музее, где собрано все самое лучшее.

Федоскинская миниатюра

Размещение народных промыслов в средней полосе России характеризуется наличием коммуникаций с Москвой. К северу от столицы находится старинное село Федоскино, где зародились зачатки довольно редкого вида искусства: изготовление изделий из папье-маше и металлических элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.

ремесленные центры средней россии

Ассортимент изделий, созданных в этой технике, довольно велик. Включает в себя:

  • табакерки и портсигары различной формы;
  • спичечные коробки;
  • тележки;
  • кошельки;
  • шкатулки и так далее

Миниатюра представлена ​​двумя техниками: «близко» и «насквозь». Основными сюжетами, изображенными на объектах, были бытовые сцены, пейзажи и портреты. Были элементы истории и мифологии.

Жостковские подносы

Изначально в Жосткове помимо подносов изготавливали и другие предметы быта: шкатулки, табакерки, винтажные бабы. Но именно этим прославились ремесленники этого села. На поверхности изделий мастера изображают растительные орнаменты, олицетворяющие суматоху природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы были изготовлены из папье-маше. В девятнадцатом веке этот предмет стали изготавливать из металла. Самым известным является поднос овальной формы, расписанный перламутровым покрытием. У каждого продукта есть марка, по которой можно определить историю этой вещи.

ремесла средней полосы россии в двух словах

Оцените статью
Блог про географию