Карта по географии: понятие и история создания, где скачать контурные для 5 — 11 классов

История развития

Самые старые карты, известные науке, — это диаграммы на глиняных табличках, сделанные в Вавилоне около 5000 лет назад. Первые научно обоснованные изображения появились в Греции. Они основаны на краткой информации, предоставленной путешественниками, и на представлении о том, как устроен мир. Например, древнегреческий философ и математик Фалес Милетский составил карту, на которой обитаемая земля изображена в виде диска, плавающего в воде.

Создание карт

Картографический отдел занимается созданием картографических работ. Создание карты выполняется с использованием картографических проекций, метода перехода от реальной и геометрически сложной поверхности земли к плоскости карты. Для этого сначала перейдите к математически правильной фигуре эллипсоида или пули, а затем спроецируйте изображение на плоскость, используя математические зависимости. В этом случае используются различные вспомогательные поверхности: цилиндр, конус, плоскость.

  • Цилиндрические проекции используются для карт мира: модель Земли мысленно помещается в цилиндр, и земная поверхность проецируется на его стены. Когда цилиндр открывается, формируется плоское изображение. Параллели и меридианы в этой проекции соответствуют прямым линиям, проведенным под углом. В цилиндрической конструкции линия наименьшего искажения — это экватор.
  • Конические проекции часто используются для представления Евразии, Азии и мира. Для создания этой проекции на модель Земли мысленно высаживаются один или несколько конусов и переносятся на них все точки земной поверхности. Меридианы в этой проекции представляют собой прямые линии, отходящие от точки (полюса), а параллели — дуги концентрических окружностей.
  • Для изображений на картах отдельных континентов и океанов используется азимутальная проекция, при которой поверхность континента проецируется на плоскость. Точка нулевого искажения — это точка, в которой самолет касается поверхности земли; периферийные части карты имеют максимальное искажение. Параллели в прямых азимутальных проекциях (точки соприкосновения — полюсы) изображаются концентрическими окружностями, а меридианы — прямыми линиями (лучами). В азимутальной проекции составлены карты Антарктиды и приполярных регионов. В поперечно-азимутальной проекции (точка соприкосновения находится на экваторе) составляется карта полушарий, на которой меридианы и параллели соответствуют кривым, за исключением экватора и средних меридианов полушарий. Для представления отдельных континентов точки соприкосновения выбираются в их центре (карты Африки, Австралии и Америки). В современных условиях даже картографические проекции строятся с использованием математических расчетов без вспомогательных поверхностей; они называются условными проекциями 1 .

Древний период

Первые древние карты были начерчены на камнях и стенах пещер. Они были примитивными и представляли собой наскальные рисунки, изображавшие детали местности и дороги. Самый древний артефакт этого типа был найден в Италии. Полинезийцы Маршалловых островов с незапамятных времен до середины прошлого века использовали на дереве мотивы, которые отображали направление ветра и волн. Найденный в Египте папирус царя Мина содержит символы и топонимы, считается образцом одной из самых древних топографических карт.

Старые карты

Знаменитый Аристотель четвертого века. AVANTI CHRIST NS был первым, кто предположил сферичность Земли, измерил угол наклона относительно экватора и даже предсказал существование тропиков и полюсов.

Птолемей (II век нашей эры) собрал все знания своих предшественников и представил первую полную картину развития картографии того времени. Он предложил метод определения координат по параллелям и меридианам. Его работы позволили взглянуть на мир через карты. С тех пор на протяжении многих веков ощутимого прогресса в этой области не наблюдалось. Моряки и путешественники до изобретения компаса передвигались с помощью самодельных звезд и изображений.

Средние века и Новое время

Карты Диего Мендеса

Значительный прогресс произошел только в эпоху великих географических открытий. Большое значение стал приобретать морской транспорт. На момент прибытия европейцев в Америку большой популярностью пользовались карты Диего Мендеса, Себастьяна Кабота, Хуана де ла Косы и др. кстати, Америго Веспуччи, в честь которого были названы два континента, на самом деле не был первооткрывателем Америка. Проще говоря, издатель, опубликовавший первые карты новых территорий в 1507 году, назвал эти территории «землями Америки». Таким образом, имя навсегда вошло в историю.

Веспуччи был мореплавателем на кораблях Португалии и Кастилии. Он считается первым европейцем, который понял, что земли, открытые Христофором Колумбом, были новым континентом и четко разделяли Азию, Северную и Южную Америку.

В 16 веке многие картографы создавали карты, вбирая в себя обширную информацию, полученную от мореплавателей и первооткрывателей. Фламандский ученый Авраам Ортелиус был известным математиком до того, как сменил работу. В 1570 году он опубликовал первый атлас в современном понимании, который имел большой коммерческий успех и содержал 70 карт:

  • Европа — 50;
  • Азия и Африка — 10;
  • каждый континент — один.

Фламандский ученый Авраам Ортелиус

Для публикации он выбрал лучшие из имеющихся карт, объединил их, изменил и расположил в логическом порядке. Атлас был опубликован на нескольких языках и обновлялся до 1612 года. Благодаря статусу географа Филиппа II Ортелиус получил доступ к знаниям, накопленным португальскими и испанскими исследователями.

Другим крупным картографом того времени был уроженец Нидерландов Герхард Кремер (в латинской транскрипции — Герхард Меркатор). В 1564 году он получил всемирную известность за создание большой карты Европы, а в изображении мира (1569) он использовал проекцию, которая позже получила его имя. В современной классификации его называют цилиндрическим, а Меркатор, будучи автором концепции проекции и ее свойств, считается величайшим картографом своего времени.

В последующие годы отдельные энтузиасты занимались улучшениями в этой области. В них исправлены многочисленные ошибки и неточности предыдущих авторов, улучшены методы и инструменты. Лишь в конце 18 века многие европейские страны начали проводить топографические исследования на национальном уровне. Полная и подробная картина Франции появилась в 1793 году, а в 1891 году Международный географический конгресс предложил создать карту мира в масштабе 1: 1 000 000.

Виды проекций

Изображение земной поверхности на плоскости без искажений геометрически невозможно. В картографии эта проблема решается с помощью проекций, которые выражают соответствие между точками на земной поверхности и их перенос на плоскость. Они также не исключают некоторых искажений, которые могут повлиять на форму, площадь, расстояние или углы показанных предметов. Для минимизации деформаций и в зависимости от назначения используются разные виды выступов:

Соответствующая проекция

  1. Конформный: точно отображает углы и форму небольших объектов, но искажает соотношение сторон областей и длины. Карты используются для прокладки маршрутов судов, но не подходят для измерения площадей.
  2. То же: сохраняет размер областей, но сильно искажает углы и формы. Используется в землеустройстве.
  3. Произвольный: допускает любое искажение.

Кроме того, проекции представляют собой разные типы поверхностей, когда выпуклые формы переносятся на плоскость. Они классифицируются следующим образом:

Цилиндрическая проекция
Коническая проекция

  1. Цилиндрические — линии сетки, называемые широтой и долготой, пересекаются под прямым углом. Эта проекция не учитывает кривизну Земли и больше похожа на прямоугольник. Свое название он получил из-за того, что карту можно свернуть в виде цилиндра. К недостаткам можно отнести сильные перекосы в области полюсов, но области вблизи экватора соответствуют реальным пропорциям. Как правило, он используется для изображения физической карты мира, но не полностью отражает действительность.
  2. Азимут: отображает часть поверхности от точки, в центре которой линии меридиана начинаются с одинаковых углов, а относительные параллели представляют собой эквидистантные окружности. Такие карты полезны для определения направления из любой точки планеты, используя центральную точку в качестве ориентира. Они используются для отображения карт полушарий с континентами и океанами.
  3. Конический — определяется постоянной конуса, которая определяет угловое расстояние между меридианами. Эти эквидистантные линии сходятся вдоль независимой от полюсов проекции. Подобно цилиндрической проекции, эта проекция имеет параллели, которые пересекаются с меридианами под прямым углом, но степень искажения постоянна. Изображение может быть намотано на конус или на шар (глобус). Подходит для использования в качестве региональной или полусферической карты, но редко для полной карты земного шара. Оптимальный вариант для просмотра стран умеренного климата, в том числе России.

Искажения карт

На любой географической карте есть искажения по длине, углам, формам и площадям. Эти искажения бывают разных типов, и их степень зависит от типа проекции, масштаба карты и покрытия проецируемой области. Искажения длин вдоль меридианов можно обнаружить на карте, сравнив сегменты меридианов между двумя соседними параллелями — если они находятся на одном уровне, искажений длины нет. Искажение расстояний на параллелях подчеркивается соотношением между длинами экватора и параллельных участков 60 ° широты между ближайшими меридианами. Если нет искажений, отрезок экватора ровно в два раза больше параллельного отрезка 60.

Искажение углов, характерное для большинства карт, можно прекратить, если параллели и меридианы не образуют прямые углы друг к другу.

искажения формы можно определить, сравнив длину и ширину любого географического объекта на карте и земном шаре: если пропорции фигур пропорциональны, искажения по этому критерию нет. Еще проще отличить искажения формы, сравнивая ячейки сетки на одной и той же широте: если они одинаковы, это указывает на отсутствие искажений формы на географической карте.

В зависимости от назначения карт для них выбираются такие проекции, на которых один из видов искажений может отсутствовать или быть незначительным. Картографические проекции по характеру искажений делятся на

  • равные площади — без искажения площадей;
  • податливость — без перекоса углов;
  • произвольно — искажения бывают всевозможные.

Классификация

Географические карты классифицируются по содержанию, масштабу, назначению, территориальным характеристикам. По содержанию все карты делятся на общегеографические и тематические.

По территориальному охвату

  • карты мира;
  • карты континентов и частей света, карты Мирового океана;
  • карты отдельных стран и регионов.

По масштабу

Карты:

  • в крупном масштабе (1: 200 000 и выше)
  • средний масштаб (1: 200 000 — 1: 1 000 000)
  • мелкий масштаб (мельче 1: 1000000)

Карты разного масштаба имеют разную точность и детализацию изображения, степень обобщенности и разное назначение.

По назначению

  • научная справка — предназначена для проведения научных исследований и получения наиболее полной информации;
  • культурно-просветительские — предназначены для распространения знаний, идей;
  • учебные — используются как наглядное пособие при изучении географии, истории, геологии и других дисциплин;
  • технический — отображает объекты и условия, необходимые для решения любых технических условий;
  • туристический — он может содержать: населенные пункты, достопримечательности, достопримечательности, маршруты движения, места остановки, ночевки и другие услуги, в зависимости от направления по типу туризма;
  • навигация (дорога) и др.

По содержанию

  • Общие географические (физические) карты — отображают все географические явления, включая рельеф, гидрографию, растительность и земной покров, населенные пункты, хозяйственные постройки, коммуникации, границы и т.д. Крупномасштабные общегеографические карты, на которых изображены все объекты местности, называют топографическими, общегеографические карты среднего масштаба — рельефно-топографическими, а общегеографические мелкомасштабные карты — панорамными.
  • Тематические карты: показывают положение, взаимосвязь и динамику природных явлений, населения, экономики, социальной сферы. Их можно разделить на две группы: карты природных явлений и карты социальных явлений.
    • Карты природных явлений охватывают все компоненты окружающей природной среды и их комбинации. В эту группу входят геологические, геофизические карты, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические карты, океанографические, ботанические, гидрологические, почвенные, минеральные карты, карты физико-географических ландшафтов и физико-географического районирования, и т.п.
    • Социально-политические карты включают демографические, экономические, политические, исторические, социально-географические карты, и каждая из подкатегорий, в свою очередь, может содержать свою собственную структурную структуру. Следовательно, экономические карты также включают карты промышленности (как общие, так и отраслевые), сельского хозяйства, рыболовства, транспорта и коммуникаций

Правовое регулирование

Некоторые страны требуют, чтобы на всех опубликованных картах отражалась их точка зрения на спорную территорию. Например:

  • В России на Картах Google Крым показан как часть России .
  • И Республика Индия, и Китайская Народная Республика требуют, чтобы на всех картах были обозначены спорные зоны на китайско-индийской границе в их пользу.

В 2010 году Китайская Народная Республика начала требовать, чтобы все онлайн-карты, обслуживаемые Китаем, размещались внутри страны, что сделало их подчиненными китайским законам

Контурные карты в культуре

Контурные карты иногда находили довольно необычное применение. Поэтому контурные карты школ использовались в деятельности силовых структур СССР в 1960-1970-е годы. При отправке советских граждан за границу с относительно свободным перемещением по территории капиталистического государства им иногда выдавали аналогичную карту, раскрашенную в разные цвета, на которой оттенок цвета обозначал места, нежелательные для посещения.

Выполнение (особенно безупречное) контурных карт использовалось в художественной литературе для характеристики личностных качеств персонажей. Так, в романе австралийского писателя Гордона Риса «Мыши» (англ. «Allen and Unwin», 2010) эволюция личности двух женщин, «серых мышей» в природе, которые внезапно становятся решительными и жестокими, когда их жизнь им угрожают. Писатель использует тему безупречного заполнения контурных карт как черту сознательного отношения героини к учебе («контурные карты рисовали так, как будто это потолок Сикстинской капеллы»).

Предназначение и основные правила заполнения

Контурные карты обычно предназначены для школьников и издаются вместе с дидактическим атласом и школьным учебником; они соответствуют им по масштабам, проекциям и плотности картографической сетки. Также подсвечиваются тупые и полутемные карты. Также в старших классах используются контурные карты (на основе которых составляются карты-схемы, показывающие взаимосвязь явлений и процессов). Работа над контурными картами позволяет лучше запоминать информацию, развивать внимание и логику. Они способствуют запоминанию картографического содержания. Создание контурной карты требует точности и аккуратности, соблюдения ряда правил. В СССР была детально разработана методика работы студентов с контурными картами. Среди правил:

  • Доработка по желанию преподавателя.
  • Перед началом работы учтите, чтобы надписи и знаки не мешали друг другу.
  • Используйте мелки, а не маркеры. Окрашивание равномерно бледным цветом.
  • Надписи следует делать шариковой ручкой или ручкой. Обозначьте границы и направления сельской местности более ярким и темным цветом, чем цвет территории штатов.
  • Легенда должна соответствовать каждой задаче.
  • Выполняя задания, сверяйтесь с соответствующими картами в атласе и учебнике.

Существуют также настенные наброски, называемые индукционными. Они используются для объяснения нового материала, полученного от учителя, и для обучения студентов выполнению действий на контурных картах. Они размещены на специальной синтетической основе, что позволяет с помощью специальных маркеров рисовать задачи, которые необходимо выполнить на такой контурной карте. Написание маркером легко снимается с поверхности, благодаря чему его можно использовать повторно. Изданные в 1960-х годах учебники по методике преподавания в средней школе побуждали учителей создавать такие карты. В качестве основных материалов предлагались линолеум или клеенка темного цвета. Очертания должны были быть нанесены на листе размером не менее 1,5 х 1 метр белой краской. Изображения временного характера предлагалось наносить цветными мелками или аппликациями заготовок из кусочков плотной цветной бумаги определенной формы, прикрепленных пуговицами. Посоветовали иметь в офисе несколько одинаковых карточек разного содержания.

Контурные карты также используются в работе со студентами, однако это проходит через карты, предназначенные для вузов или созданные преподавателями вузов для проведения уроков со своими учениками. Крупные издательства не выпускают картографические схемы для высших учебных заведений.

Контурные карты в России

В 20-х годах XIX века в русской образовательной картографии впервые появились предшественники современных контурных карт. Однако такие публикации не были массовыми, поэтому некоторые историки образования, занимающиеся данной проблемой (Ликарчук А.М., Нечволод Л.И., Нильссон А.А.), не считают нужным рассматривать их как учебные карты. Их называли «немые карты» (лат. Mute географическая карта), это были безымянные дидактические карты, которые приходилось писать от руки .

Первым из этих сборников был «Дидактический атлас, состоящий из дурацких географических карт» (издан в Санкт-Петербурге в 1829 году). В конце предисловия к атласу сказано: «Эти листы составлены П. Максимовичем, научным сотрудником Главного инженерного училища…». Максимович Павел Петрович — участковый инспектор Санкт-Петербургского учебного округа, член ученой комиссии Минобразования. В «Географических ведомостях» этого атласа точно указано, что Максимович поместил «только те элементы, которые казались достойными администрации школы по изучению географии». В 2013 году это собрание стало одной из главных выставок выставки «Из истории российской образовательной картографии» (Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал Отделения картографических изданий).

Образовательная картография получила развитие в начале 20 века, когда наряду с повсеместным использованием настенных карт были изданы «тетради-атласы», в которые входили пустые карты. Несмотря на это, в начале ХХ века, особенно в провинции, контурные карты по-прежнему воспринимались студентами с недоверием. Это сюжет романа Якуба Коласа «Суй Росстани», действие которого происходит накануне первой русской революции. Молодой педагог Андрей Лобанович, только что окончивший педагогический семинар, приезжает в глухую деревню. Лобанович старается выходить за рамки школьной программы. Он хочет заставить своих учеников задуматься, надеясь, что это изменит их жизнь. Здесь он сталкивается с серьезными трудностями, в том числе с резко негативным восприятием студентами контурных карт:

«Воспитанников верханской школы напугала пустая географическая карта: такой у них никогда не было. Миних говорил от имени своих товарищей, говоря, что пустая карта была им незнакома и могла повредить их во время экзамена по географии. Учителя других школ одобрили поступок Лобановича, и на этом глупый бумажный бизнес положил конец»

Контурные карты стали популярными в советское время, особенно после Великой Отечественной войны. Важную роль в их распространении сыграла статья А. И. Стражева «Места в изучении истории. Работа с исторической картой на уроках и дома», опубликованная в журнале «Преподавание истории в школе».

Проблема использования контурных карт в обучении истории и методика работы с ней впоследствии поднималась в научных трудах Г.И. Годера, М.В. Ворожейкина, М.Т. Студеникина, А.А.Вагина, в преподавании географии — в статьях на телевидении. Богдановой А.А. Монографию об использовании контурной карты в процессе преподавания географии посвятил В.А. Жучкевич. Разработана методика работы с контурной картой для слепых и в спецшколе.

В начале 90-х годов прошлого века контурные карты в сознании мирян стали отождествлять с творчеством учителя истории и географии. Об этом периоде, когда совмещал работу учителя и журналиста, рассказывает главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов:

«Я помню такую ​​блестящую историю. Позвали меня с другими журналистами к Ельцину, мы пошли к нему, но его нет, он опаздывает. Сидим и ждем… А у меня пятый класс, греческие войны, контурные карты, надо проверять — завтра тему закроют. Я достаю эти карточки из портфеля и начинаю проверять их красным карандашом. Люди с ума сошли! А журналистам, которые тоже приходили к Ельцину, заскучало и сказали: дай нам, мы тоже проверим! Я тебе не отдам, ты ни хрена не знаешь, но это все голоса. И вы ставите нам пять, и мы будем следовать шаблону. Верно! Карты он раздал… И вот Борис Николаич вошел, посмотрел, и люди сели и поправили карты красными карандашами. Спрашивает «Это шо?» На данный момент у Бориса Николаича осталось 9 штук»

— Алексей Венедиктов: Я Афон из трех мушкетеров (сохраняя орфографию оригинала)

В настоящее время существует осторожное, а иногда и стойкое сомнение в полезности традиционного подхода к построению контурных карт. Противники использования контурных карт в учебном процессе приводят следующие аргументы:

«.. преимущества рутинных упражнений с контурной картой (« найти… »,« отметить… »,« применить… ») спорны. Они тренируют только наблюдательность и зрительную память (а значит, скорее, они не тренируют, а контролируют, контролируют) и в этом смысле они не способствуют развитию молодого человека больше, чем распознавание сенсорного партнера при игре вслепую.Контурная карта — это инструмент для запоминания и контроля за запоминанием реальная карта. Работа с контурной картой мало способствует развитию географического мировоззрения, пространственного мышления, понимания реальной карты и территории»

— Рогачев С.В. Космос России: урок понимания карты

Появились пустые электронные карты и атласы, сочетающие в себе свойства контурной карты, анимации и мультимедиа, которые еще не нашли широкого распространения в средних школах. Исследования в области мультимедийной пустой картографии проводят: Д.В. Лисицкий, Е.В. Комиссарова, А.Ю. Вилков, С.Ю. Кацко.

Политическая карта мира 2020-2021 гг.

Политическая карта мира

Политическая карта мира на русском языке отражает формы правления и государственное устройство стран мира. Карта содержит основные политические и географические изменения.

Оцените статью
Блог про географию